Раскрытие своего предназначения

Выбор профессии и раскрытие предназначенияЯ нередко вижу заблудившихся людей, которые, вроде бы, и живут неплохо с материальной точки зрения, но всё время жалуются на свою работу, начальника и т.д.  Происходит это, в основном, от неправильного выбора профессии. А неправильный выбор профессии, в свою очередь, обусловлен неправильным пониманием своей природы.

Давайте ещё раз с вами определимся: кто из вас на 100% уверен, что будет работать по специальности? Поднимайте руки.  А какие лично у вас представления о вашей будущей профессии? [Обращаюсь к одному из студентов. Если ответ дан неточно и расплывчато, — обращаю на это внимание].

Итак, давайте это зафиксируем: большинство из нас входит во взрослую жизнь без чёткого понимания того рода занятий, которым стоит по жизни заниматься.

Четыре рода деятельности.

Теперь перейдём к первопричинам такой ситуации. Всё дело в том, что всех людей  согласно ведической философии (в древних снаскритских текстах) можно разделить на четыре группы:

  1. Брахманы (учёные, учителя).
    Это те люди, которые занимаются нашей наукой. Разрабатывают новые теории, изучают старые. Они помогают новым поколениям изучить знания и вообще хранят эти знания. Благодаря этим людям весь багаж опыта человечества передаётся из поколения в поколение и мы имеем возможность этим опытом пользоваться. Именно поэтому это самые ценные для общества люди и наша с вами задача их защищать.
    Это люди, которые считают, что самое главное в жизни – это истина. Они стремятся к правде. То есть они считают, что это самое важное. Не важно, как устроено общество. Не важно, есть у людей достаток или нет. Если истина в обществе торжествует, значит, все будет хорошо. Так считают эти люди. Это их внутренняя природа – так считать.
  2. Кшатрии (воины, руководители)
    Это люди, защищающие Родину, охраняющие правопорядок, занимающие руководящие посты. Их основная функция — защита. Воин защищает своих граждан, руководитель защищает своих подчинённых и подопечных. Ещё одна их важная функция — наказывать провинившихся.
    Второй тип людей – это те люди, которые считают, что самое главное — это чтобы во всем был порядок, чтобы во всем была справедливость. То есть они считают, что не истина главное, а справедливость, чтобы был порядок, справедливость в обществе, во всем, что происходит вокруг. Это второй тип людей. Это люди, которые стремятся к управлению, к тому, чтобы занять какое-то положение в обществе. Для них очень важно иметь положение в обществе, иначе они не могут управлять процессом.
  3. Вайшьи (торговцы, менеджеры)
    Основной род деятельности таких людей — это торговля и зарабатывание денег. На этих людях держится вся экономика. Они организуют отношения «купи-продай» и формируют, так называемую, рыночную экономику. Они могут продать зимой снег и знают как быстро увеличить оборот торгового предприятия. Представляют себе как и где можно сэкономить.
    Третий тип людей, они считают, что самое главное, чтобы в обществе был достаток. Чтобы достаточно было, всем всего хватало в жизни – денег, здоровья, счастья – чтобы был достаток. Эти люди считают, что в этом самое главное. И это люди, которые стремятся к бизнесу.
  4. Шудры (рабочие, ремесленники)
    Люди, которые умеют с любят работать руками. Про них говрят: «мастер — золотые руки». Когда шудра берётся за работу у него всё получается, причём получается качественно. Он может часами сидеть за резьбой по дереву или самостоятельно построить дом себе и своей тёще.
    Четвертая категория людей – это те люди, которые считают, что самое главное в обществе – это гармония, чтобы все занимались творческим каким-то своим трудом. То есть самое главное для этих людей, – это чтобы в обществе царил покой, чтобы все было спокойно, хорошо, чтобы не было никаких конфликтов, не было никаких войн, не было никаких проблем в обществе во всем. Они стремятся к творчеству, к гармонии и к спокойствию.
  5. Неудачники. 
    Есть еще одна категория людей, которые балду гоняют. Ну приходят на работу и ничего не делают, им ничего не интересно. Это категория людей, которые не знают, куда себя в жизни применить. Они не понимают, в чем их счастье заключается. Они говорят: «Я создан для секса. Мне вот это нравится. Может мне пойти осеменять там всех?»  Некоторые для еды созданы. Третьи созданы для того, чтобы спать целый день. Кто-то для секса, кто-то для того, чтобы дома сидеть.

Давайте теперь поиграем с вами в такую игру: я буду называть профессию, а вы будете говорить, кто это: брахман, кшатрий, вайшья или шудра:

  • программист
  • авиадиспетчер
  • автомеханик
  • бухгалтер
  • генный инженер
  • дизайнер
  • директор
  • дипломат
  • продавец-консультант
  • кассир
  • воспитатель детского сада
  • врач
  • следователь
  • журналист
  • певец
  • военный

Часто возникает вопрос: кто из них хуже, а кто лучше? Ответа нет. Общество не может жить без какой-либо группы людей. Например, что будет если на металлургическом заводе вдруг исчезнут все рабочие? —Наверное, завод очень быстро прекратит своё существование.  А что бывает, когда закрывается наш любимый магазин? —Обычно, мы не очень рады таким событиям. Нам нужны полицейские и военные. Но есть особая категория, которая по санскритским текстам считается самой важной: это брахманы. Почему? —Потому что они несут в себе знания и передают их из поколения в поколение. Они обучают наших детей и формируют нравственные устои общества.

Ещё один интересный момент. Как вы думаете, может ли брахман работать как шудра? Т.е. может ли главный инженер машиностроительного завода работать у станка? —Конечно, может. А может ли учительница поработать  дояркой? —Запросто.  То же самое касается остальных категорий. Брахман может быть и кшатрием и вайшьей и шудрой. В то время как у шудры, скорее всего, будет недостаточно квалификации, чтобы стать вайшьей, кшатрием или брахманом.

Определение предназначения в древности.

Давайте вспомним, как определяли предназначение в древности. В Индии с древних времён и по сей день в благочестивых семьях предназначение ребёнка определяют следующим способом: сажают ребёнка на пол и раскладывают вокруг него предметы с четырёх сторон. С одной стороны книги, с другой — оружие, с третьей — рабочий инструмент, с четвёртой — монеты. Ребёнок начинает интересоваться тем или иным предметом, изучать его. В конечном итоге, он выберет из этих предметов какой-то один. Затем важно заменить предметы на аналогичные по своей сути (молоток заменить на отвёртку или на другой инструмент). Это делается для чистоты эксперимента, потому что ребёнок мог просто привлечься материалом или цветом.

Таким образом, у родителей появлялось первичное понимание о том, кто их ребёнок и они старались развивать в нём именно те умения, навыки и знания, которые ему пригодятся в той области деятельности, которую он выбрал.

Определение своих стремлений.

Попытайтесь заглянуть в свое сердце. К чему вы стремитесь? Если вы стремитесь к истине и вам все равно, есть в вашей жизни спокойствие или нет, вы хотите, чтобы истина торжествовала… Даже пускай в обществе не будет порядка, главное чтобы истина торжествовала, пускай в обществе не будет достатка, пускай не будет покоя, но главное, чтобы истина была во всем, чтобы правда была, торжествовала. Значит вы первого типа человек.

Если вы считаете, что порядок – это самое главное, самое главное, чтобы везде был порядок, тогда все будет развиваться, процветать, тогда вы второго типа. Если вы считаете: При чем тут порядок? Люди должны просто жить хорошо, чтобы у них хватало денег, питания, чтобы у них нормальное жилье было, значит вы третей категории. И если вы считаете, да не нужно это питание, истина эта, жилье. Нужно чтобы спокойно жить было просто, чтобы никто не трогал, не мешали чтобы, чтобы мир был, войны не было, чтобы [неразборчиво], спокойно чтобы можно было жить, значит вы четвертая категория. Понимаете? И у всех этих четырех категорий у них свой путь в этом плане, в плане труда, куда им направить свои силы. Стержень жизни отличается, куда направить свои силы — разница есть у этих четырех категорий.

Если вы, допустим, находитесь в первой категории, вы стремитесь к истине. У вас работа связана, допустим, с тем, что вы должны просто где-то работать и зарабатывать себе просто на жизнь. Но вы стремитесь к истине. И вы будете там себе нервы мотать. И вы будете ходить по этому цеху и говорить: “А это почему не так делается? А вот эта деталь, как ее обрабатывать? А на самом деле можно лучше обрабатывать. А можно вот так обрабатывать”. И вам скажут: «Слушай, ты всех уже здесь замучил. Иди в конструкторское бюро и там разрабатывай эти детали». И он чешет, чешет голову и идет в конструкторское бюро и там детали разрабатывает. Потому что ему это важнее, чтобы правильно все было, чтобы машина из правильных деталей состояла.

Ему говорят: «Вот точи эту деталь». А он говорит: «Я не буду ее точить». – «Почему?» – «Потому что не из того металла сделана, надо делать из другого металла». И он не хочет из этого, потому что должен тверже металл быть, иначе машина будет плохо ездить. То есть он очень истину ищет во всем. Кулибин такой, разработчик. Значит, у него первый тип. Ну надо просто, значит, тогда создавать, изучать что-то и быть конструктором, допустим, ученым в области, допустим, машиностроения. Ему не надо просто сидеть и работать где-то.

Теперь второй вариант. Человек работает на станке. И он смотрит, сосед его тоже работает на станке, но он работает не так, как надо, он там чуть-чуть брачок делает. И он к нему подходит и говорит: «Ты что здесь делаешь? Почему ты так работаешь плохо? Почему ты брак делаешь? Тебе надо делать так, а ты так делаешь. Почему ты так делаешь?» Он говорит: «Слушай, ты, что, начальник что ли?» Тот говорит: «Я не начальник, но я за то, чтобы был порядок во всем». И он всех с этим достает. А начальник выходит из своей комнаты и говорит: «Слушайте, ребята, я бы вот с удовольствием сам бы что-нибудь поточил». Встает, точит вместо того, который халтурил. Он говорит: «Давай я тебе помогу». И он за него все делает, за того, кто халтурит.

А этот подходит и говорит: «Слушай, ты начальник. Ты что за него работаешь? Ты должен его наказывать за то, что он не делает как правильно. А его вот поощрять, потому что он хорошо работает. Почему он не поощряется у нас?» И потом приходит начальник старше, он смотрит на это все безобразие и говорит: «Слушай, иди в ту комнату, садись. Там будешь всеми командовать». А тому говорит: «А ты за станок вставай. Тебе там лучше». И он говорит: «Слушай, слава богу, мне так надоела там в этой комнате сидеть, я хочу за станком работать». А тот говорит: «Командовать? Ладно, будем командовать». И пошел. И все на своих местах оказываются. Понимаете? Просто природу же не изменишь.

Третий вариант. Человек стоит, допустим, за станком, смотрит, как все делается, изучает, ему интересен, важен процесс. И он потом к мастеру цеха подходит и говорит: «Слушай, давай вот мы сейчас потрудимся немножко, сделаем чуть побольше деталей и толкнем их соседнему цеху, или еще куда-нибудь.” И говорит: «А на деньги купим еще получше станок какой-то, и будет нормально у нас работа организована. Чтобы у нас здесь было хорошо, чтобы денег больше платили, чтобы классно у нас было, давай развиваться будем. Сейчас мы здесь вот поработаем. Я готов даже больше поработать, чтобы мы развивались, чтобы у нас все хорошо здесь было». Вот. И этот менеджер, он ему говорит: «Да что нам развиваться? Мы работаем и работаем, и нормально». Тот говорит: «Нет, надо развиваться». И опять начальник приходит, смотрит, думает, что-то здесь не то. И он меняет их местами. И сразу цех начинает развиваться, потому что ему интересно развиваться, он всех развивает.

Нужно задуматься, к какой форме из этих четырёх вы относитесь.

Могут быть люди смешанных типов? Нет. Человек может проявлять разные качества характера, у него есть качества вайшьи, кшатрия, он может быть руководителем, бизнесменом. Он может работать руководителем, но ему не нравится. Он может работать бизнесменом, но ему не нравится. А вот если он, допустим, начинает изучать, как правильно жить, ему это очень нравится. Значит, ему надо быть психологом, астрологом, священником, преподавателем и так далее – ученым. Есть стержень в жизни, то есть сильное удовлетворение человек испытывает от этой деятельности, он чувствует, что это его путь.  

Лучший способ учиться.

[Вопрос в зал] Как вы думаете, какой лучший способ научиться какой-либо профессии/ремеслу?  Многие отвечают, что «практика», но вопрос вот в чём: вы можете научиться, допустим, делать стулья самостоятельно и у вас может даже неплохо будет получаться. Но что будет, если рядом с вами будет хороший опытный наставник. Ведь не зря мастера раньше (да и сейчас в некоторых профессиях) брали себе подмастерьев и те  у мастера учились, как правильно выполнять свою работу. В результате молодой специалист заразится энтузиазмом и любовью к своему делу.

Допустим, человек хочет стать хорошим полководцем, он должен быть адъютантом человека, который является хорошим полководцем. И он должен ему служить во всем и смотреть, как он живет, как он себя ведет, и пытаться понять его природу – почему он так себя ведет, почему он так действует. И когда он поймет, в сердце его радость проснется радость жить так, и все, у него пойдет это развиваться, он станет успешным руководителем, военачальником и т.д.

А у нас как? Вот представьте, вас отправили на студенческую практику на 5-м курсе в налоговую. Каким вы настроением вы там проникнитесь и каким энтузиазмом? —В лучшем случае, никакими, а в худшем — упадническим настроением, паникой и критицизмом.

Служение другим

Важный момент при выборе своей профессии и предназначения: вы должны приносить своей деятельностью пользу другим. Попробуйте вспомнить и понять, что вы делаете или готовы делать для других бесплатно? Вот я, например, готов бесплатно преподавать. Если вы готовы что-то делать для других бесплатно и делаете это с удовольствием, — скорее всего, это и есть ваше предназначение.

Или такой вариант: предположим, что вы вайшья (торговец) и занимаетесь продажей пива. Вы как будто бы действуете в соответвии со своим предназначением, но не приносите пользу обществу, а даже наоборот: вы наносите непоправимый ущерб: разрушаете семьи, нравственность, моральные устои и здоровье тех людей, которым продаёте. Это значит, что вы не действуете со своей дхармой и это будет приносить несчастье и вам и окружающим.

Ваша деятельность в вашем предназначении должна быть такой, чтобы приносить людям счастье и добро.

Материал подготовлен на основе лекций О.Г. Торсунова: http://audioveda.ru/audio?id=2403

  • Кира Сергеевна

    Ох

  • Олег Молчанов

    Есть мнение, что людей всего три типа: Пердун, Блевун и Писун.
    P.S. Гугле вам в помощь.

  • Евгений

    Я искал ответ на этот вопрос и Вы мне дали его — спасибо!

  • Олег

    Благодарю, хорошие сравнения, а главное доходчиво.